Этнографическая экспедиция по селам нижнего Кайтага.

Осознавая важность сохранения национальной идентичности,  чтобы  привить   любовь к родному краю,  рассказать  учащимся, детям, подросткам, молодежи   о народной культуре   и древних традициях родного Кайтага,  для изучения истории и культуры,  специалисты  Центра  «Кайтаги» вместе с участниками проекта Арт-мастерская «Древо жизни» с  1 июля по 10 август  проводят  этно-экспедицию по высокогорным селам Дагестана, которые в прошлом входили в Кайтагское уцмийство.

В течении июля  прошли этно-экспедиции по селам нижнего Кайтага,   селам Джибахни, Карацан, Карталай и Баршамай.  В этнографической экспедиции вместе со специалистами Центра традиционной культуры «Кайтаги»,  приняли участие участники проекта, руководители кружков со своими ученицами   с. Джибахни,  Карталай  и  Баршамай, а также  привлеченные  местные краеведы  и научные работники с Российского этнографического музея г. Санкт-Петербурга,  работники культуры  и учителя.

    Издавна села  нижнего Кайтага,  славилась своей древней культурой. Мастерицы  с. Джибахни, Джавгат, Карацан, Карталай, Джинаби, Баршамай  вышивали кайтагскую вышивку, ткали ткани  из шелка, хлопка и льна, ткали паласы и другие изделия из шерстяных ниток, а также выращивали  шелкопряд для производства шелковых тканей и ниток для вышивания, сами окрашивали нитки натуральными красителями.  Об этом  рассказывают многие известные  ученые и исследователи:-Евгений  Шиллинг и многие другие исследователи, которые  указали  села нижнего Кайтага, как  крупных центров производства Кайтагской вышивки.

С 1 июля  по 10 август, в рамках проекта Арт-мастерская «Древо жизни»-победителя Всероссийского конкурса Президетского Фонда Культурных Инициатив, команда проекта провели этнографическую экспедицию по селам с нижнего Кайтага, с целью пополнить базу краеведческих и этнографических материалов,  ценной информацией о шелководстве , об окрашивании ниток растительными красками, о ткачестве тканей из шелка, льна и хлопка, а также о производстве кайтагских вышивок. Для этого участники проекта встречались со старожилами сел, с краеведами, учителями и работниками культуры.

 Вместе с детьми Хадижат Абдулжалилова, участница проекта,  директор СЦК, рук.кружка по Кайтагской вышивке с. Джибахни ,   посетили святой пир, по древней традиции раздали садакьа. Аксакал рассказал об истории этого пира, также они встретились  с потомственной мастерицей Курбановой Захра,  которая показала участникам экспедиции старинный  головной убор кайтагских женщин «Ашмаг» рассказала как ее ткут, на каком станке, Магомедова Аминат рассказала о традиционном укладе Джибахнинцев, о домашних промыслах,  и  показала  детям старинную  утварь. В результате экспедиции собрано:- 1 легенда о святом пире, материал о ткачестве тканей и старинных «Ашмагов»- старинный самотканый головной убор кайтагских женщин, о разведении шелкопряда в  селе Джибахни, и о вышивании Кайтагской вышивки, материалов по фольклору и этнографии Кайтага. Всего собрано 5  материалов по фольклору и этнографии с. Джибахни.

В село Карацан  с этнографической экспедицией отправилась Зубайдат Гасанова, руководитель проекта Арт-мастерская «Древо жизни» вместе с научным сотрудником Российского этнографического музея Санкт-Петербурга Евгенией Гуляевой,  краеведом и коллекционером  Казимом Загировым и мастером Гасановым Рамазаном. Это родовое село  Гасановых, она давно слышала о древних  надгробных памятниках в старом кладбище, где изображены языческие символы. Участникам экспедиции  удалось найти  особо ценные  памятники истории, на которые раньше никто не обращал внимание. Они до сих пор не изучены, об этих памятниках нет никакой информации.  Это надгробные памятники древнего Кайтага, где в обилии присутствуют языческие символы, практически те же узоры и композиции из языческих символов, которые имеются в  кайтагских  вышивках. Это камни, свидетели истории, дошедшие до наших дней, священные носители информации, которую невозможно исказить. Им не нужны письмена, чтобы помнить. Они и есть память. Это камни молчаливые свидетели истории, которые рассказывают нам , что в далекой прошлом Кайтаги были язычниками. Языческие символы в обилии присутствуют и в Кайтагских вышивках, а также эти символы сохранились на надмогильных  памятниках  в старых кладбищах селений    Джигия,  Шиляги,  Баршамай, Ахмедкент, Сургия, Гулды и в местностях  разрушенных, исчезнувших сел, в том числе первой столице Кайтага г. Жологи. 

Участники экспедиции, в старом кладбище села  Карацан обнаружили более 20 надгробных камней, с композициями из языческих символов, с такими же символами, которые в обилии присутствуют в кайтагских вышивках. Это еще одно  свидетельство, что в с. Карацан  с этими же орнаментами вышивали кайтагскую вышивку. 

     Этнографическую экспедицию с в Баршамай организовала  участница проекта Арт-мастерская «Древо жизни», руководитель кружка по кайтагской вышивке Гасанова Джаният. Она встретилась с потомственной мастерицев по выращиванию шелкопряда с Магомедовой Хадижат, 1946 г.р. и с ее семьей дочерьми и сыновьями. Она мать героиня вырастившая 10 детей, которые  помогали ей выращивать шелкопряд. Она подробно рассказала о том, что в селах Баршамай, Карацан, Джибахни, Джавгат, Шиляги, Мижигли, Джигия, Санчи, Ахмедкент и многих других предгорных селах Кайтага в каждом доме выращивали шелкопряд. Как рассказывала ей бабушка шелководством  в селах Кайтага  занимались с давних Николаевских времен.

Кроме этого Джаният, как рассказывала ей мама Вагадова Нурсанат, 1936 г.р., и бабушка  Вагадова Аминат 1915 г.р. с давних пор в с. Баршамай занимались выращиванием шелкопряда, ткачеством тканей из шелка, хлопка, льна, ткачеством шерстяных паласов, вышиванием кайтагских вышивок, ткачеством головных уборов Кайтачек «Ашмаг».  Вместе с  учащимися  Джаният и Патимат   посетила святой пир «Кьукьуцила пир и местность где сохранились  древние памятники-надгробные камни с языческими символами, старый родник и другие достопримечательности села.

     В с. Карталай участники этнографической экспедиции, которая организовала участница проекта Алиева Сапият,  не только встретились со старожилами села, которые им рассказали о древних традициях, культуре села, но и стали участниками древней традиции, магического обряда жертвоприношения  «Кьвями дарара». С древних времен сельчане собираются около старого кладбища, варят в больших котлах кашу из семи злаков (кукуруза, фасоль и другие зерновые)  и кормят всех  сельчан, детей, стариков и взрослых. Это обряд  жертва приношения, который  сохранился с языческого периода. Она стала традицией и до сих пор взрослые и дети собираются около старого кладбища, молятся и просят у бога мира и благополучия для всех людей. Взрослые женщины, бабушки собираются  в круг  кормят всех  этой кашей и рассказывают детям легенды, сказки, притчи, рассказывают  о мудрых традициях предков. Много интересного и познавательного об обрядах и традициях села Карталай узнали дети и подростки, участвую в этом древнем  обряде.

Напоминаю, что эта  работа проводится  в рамках проекта Арт-мастерская «Древо жизни», победителя конкурса на грант  ПФКИ.  

В  ходе экспедиции были  опрошены более 18  жителей сел,   собран устный материал от старейших жительниц  сел, которые помнят старые предания, легенды и смыслы. В результате  этнографической экспедиции удалось  пополнить базу краеведческих и этнографических материалов, особенно ценной информацией о шелководстве, об окрашивании ниток растительными красками, о ткачестве тканей из шелка, льна, хлопка, конопли в селах нижнего Кайтага.  

#Кайтагскийрайон #Президентскийгрант #культура #ФондкультурныхинициативРФ #ЭтноцентрКайтаги #грантдлякретивныхкоманд #АртМастерскаяДревожизни @Pfci_grants

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.